Персонал отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных и взаимодействие с ним родителей недоношенного ребенка

Рус  |  Eng
База знаний В больнице Персонал отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных и взаимодействие с ним родителей недоношенного ребенка

Попадание ребенка в отделение интенсивной терапии и реанимации – всегда стресс для родителей. А если малыш еще и недоношенный, то это стресс вдвойне. Цель персонала отделения реанимации – сохранить жизнь малышу с наименьшими негативными последствиями для здоровья. Развитие неонатальной интенсивной терапии убедительно свидетельствует, что решающим фактором успеха выхаживания недоношенных детей является не обеспеченность самой дорогой аппаратурой и медикаментами (хоть это и очень важные слагаемые успеха), а наличие слаженной, подготовленной и мотивированной команды медработников. А эффективное взаимодействие с этой командой – важная задача для родителей маленького пациента, поскольку их объединяет общая цель – здоровье малыша.

vit1

Персонал отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных

  Команда отделения включает врачебное звено, средний и младший медицинский персонал. Руководит отделением заведующий, который является главным из врачей, а сестрами и младшим персоналом управляет старшая медсестра.

  Наибольшее количество времени с малышами проводят медсестры. Они круглосуточно находятся с маленькими пациентами, ухаживают за ними, выполняют врачебные назначения, наблюдают за малейшими изменениями состояния детей, показаниями мониторов, и (если необходимо) информируют врача, а также докладывают о динамике состояния ребенка на врачебных обходах. Каждая сестра отвечает за определенное количество новорожденных, а если состояние ребенка очень тяжелое, то на сестру приходится только один пациент (и при этом она бывает постоянно занята, поскольку нестабильность состояния диктует постоянную смену лечения). Поскольку медсестры отделения работают посменно, то родители глубоко недоношенных детей успевают познакомиться со многими из них. Без сомнения медсестра – центральная фигура в выхаживании недоношенных, его «мама» на период нахождения в отделении. Хорошие сестры «чувствуют» малышей, поскольку имеют не только доброе сердце и умелые руки, но и наблюдательность с интуицией. Они всегда укажут доктору на проблемы в состоянии пациента, с ними хорошо и спокойно всем – и пациентам и врачам. К сожалению, роль сестры часто недооценивается родителями – некоторые из них не считают нужным даже поздороваться с медсестрами при входе на лечебный блок.

       Кроме медсестер, работающих на постах, в больших отделениях есть также бригадные медсестры, которые вместе с дежурными врачами принимают новых пациентов из родильного зала или других стационаров, а также переводят деток на следующий этап выхаживания, при необходимости готовят их для транспортировки в другие стационары. Также есть медсестры, которые обеспечивают проведение инфузионной терапии и лечебного питания новорожденным и следят за состоянием внутрисосудистых катетеров и систем для инфузии, сестры, которые следят за состояние медицинского оборудования, ответственные за стерилизацию инструментария, обучение персонала и пр.

       В лечении новорожденных задействованы и другие представители среднего медперсонала: лаборанты, которые производят забор анализов, медсестры отделения лучевой диагностики (рентгенлаборанты), которые осуществляют рентгеновские снимки, компьютерную и магнитно-резонансную томографию, а также помогают в ультразвуковых исследованиях, анестезистки, работающие в операционных, медсестры-ассистенты врача-эндоскописта и офтальмолога.

     Основные врачи отделения – анестезиологи-реаниматологи, количество которых всегда меньше, чем медсестер. Задачи врача отделения очень ясные – постановка диагноза, разработка программы интенсивной терапии, мониторинг и корректировка лечения. Ежедневно, минимум раз, врач проводит общий осмотр, выслушивает сердцебиение и характер дыхания ребенка. При необходимости осмотр может повторяться многократно в течение суток. Состояние пациентов контролируется следящей аппаратурой и медсестрами, а также во время врачебных обходов, которые проводятся днем и ночью каждые 3 часа. На каждом обходе врач оценивает состояние ребенка: стабильность дыхания, работы сердца, достаточность питания. Доктор определяет, какие исследования и как часто надо проводить, какое лечение требуется малышу – в частности решает, нужна ли искусственная вентиляция легких и в каком режиме, сам контролирует и изменяет ее параметры и решает вопрос о ее прекращении. Также врач оценивает необходимость и объем медикаментозной поддержки сердечной деятельности, целесообразность назначения антибиотиков для защиты от инфекций, разрабатывает программу лечебного питания и, наконец, решает, когда ребенка можно отсоединить от аппарата ИВЛ, и когда его можно перевести из отделения реанимации на второй этап выхаживания.

       Кроме этого, дежурные врачи оказывают помощь недоношенным детям в родильном зале, осуществляют их перевод в отделение, проводят первичную стабилизацию и лечение до конца своей смены, а также наблюдение и лечение пациентов в вечернее и ночное время и выходные дни. Кроме этого, в обязанности дежурных врачей входит прием пациентов извне и транспортировка их в другие стационары при необходимости.

Часто в отделение реанимации приходят врачи-консультанты (их приглашают лечащие врачи и заведующий отделением). Это могут быть детские неврологи, оценивающие развитие ребенка и его неврологический статус, офтальмологи, которые проводят обследование состояния глаз, врачи лучевой диагностики, осуществляющие ультразвуковые исследования, а также кардиологи, генетики, оториноларингологи и хирурги. Пациенты, лечение которых представляет особую сложность, обсуждаются консилиумом врачей, нередко разных специальностей.

vit2

       Младший персонал представлен младшими медсестрами и санитарками, которые обеспечивают чистоту в отделении. Это тоже ответственная работа, поскольку санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к лечебным блокам, близки к тем, что есть в операционных.

Взаимодействие родителей с персоналом отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных

        По Закону о здравоохранении законными представителями новорожденного ребенка являются его родители (ст.18), которым лечащий врач предоставляет информацию о состоянии пациента (ст. 17). Наиболее полная информация предоставляется в личной беседе в специально отведенное время (по телефону невозможно убедиться, что на другом конце действительно мама или папа маленького пациента). Лечащий доктор имеет самое полное представление о диагнозе, изменении состояния, данных лабораторных и инструментальных исследований своих пациентов, поэтому все подробные вопросы имеет смысл задавать именно ему. По телефону также можно осведомиться о состоянии малыша (лучше в специально отведенные часы), но вам кратко сообщат лишь его динамику. Подобные требования законодательства иногда вызывают недовольство бабушек и дедушек, но не стоит предъявлять претензии медработникам – просто таковы правила.

      Очень важно, чтобы родители получали самую полную и точную информацию, поэтому не стесняйтесь задавать любые вопросы о вашем ребенке, даже если они кажутся вам неудобными, неуместными или глупыми. Бывает полезно записывать вопросы по мере их появления, чтобы потом задать их врачу и ничего не забыть.

Что стоит спрашивать у лечащего доктора:

  1. Каково состояние моего ребенка?
  2. С чем связана тяжесть состояния?
  3. Как лечат малыша (из чего состоит программа интенсивной терапии)?
  4. Какие обследования планируются?
  5. Какова вероятность нормального развития и возможных осложнений?
  6. Как получать информацию об изменении состояния и когда можно приходить навещать малыша?
  7. Можно ли провести таинство (обряд) крещения?
  8. Чем я могу помочь выздоровлению своего ребенка? Может быть, необходимы какие-либо предметы ухода, медикаменты или питание?

Что не надо спрашивать у лечащего доктора:

  1. "У моего ребенка все хорошо, правда?" Ваш сын или дочка находится в отделении интенсивной терапии, где лечатся самые тяжелые дети во всей больнице. Это значит, что у него есть очень серьезные (часто потенциально смертельные) проблемы со здоровьем. Когда ситуация стабилизируется, пациент будет переведен из реанимации в плановое отделение, а когда станет все хорошо, то будет выписан домой.
  2. "Как себя чувствует малыш?" Чтобы ответить на вопрос о своих ощущениях надо не только иметь некий жизненный опыт, но просто уметь говорить. Недоношенные дети пока не говорят, поэтому более корректно спросить «Как состояние малыша?».
  3. "А доктор его сегодня смотрел?" Специфика отделения реанимации такова, что врачи осматривают пациентов минимум раз в три часа на врачебных обходах.
  4. "Как наши анализы?" Тяжесть состояния пациентов предполагает, разнообразность и большую кратность лабораторных исследований. К примеру, анализ кислотно-основного состояния крови крайне тяжелым новорожденным делается каждые 2-3 часа. Если вы разбираетесь в медицине, то уточните, пожалуйста, какие именно анализы вас интересуют.

      vit3Зачастую врачам реанимации приходится говорить родственникам вещи, которые никто не хотел бы слышать, однако объективное информирование родителей о состоянии здоровья их детей – это часть ежедневной работы. Родителям пациентов отделения в свою очередь стоит помнить, что врач отделения – не психолог и не священник, его задача – лечить вашего ребенка, а не активно вам сопереживать.

Во время встреч с врачами у родителей появляется возможность увидеть и пообщаться со своими детьми, однако нужно соблюдать определенные правила:

  - Иметь с собой чистый медицинский халат (лучше одноразовый) и бахилы;

  - Перед входом на лечебный блок обрабатывать руки антисептиком (медработники покажут, где он находится);

 - Стараться не шуметь, поскольку это тревожит недоношенных новорожденных.

     В большинстве отделений реанимации можно организовать проведение таинства (обряда) крещения ребенка. Как это сделать, подскажет лечащий врач. Посещения ограничиваются в период эпидемий ОРВИ и гриппа, чтобы оградить тяжело больных новорожденных от инфекции, которая может ухудшить их состояние.

     Если малыш дышит самостоятельно, не дает остановок дыхания, смесь или грудное молоко усваивает, т.е. достигнута стабилизация состояния, ребенок переводится на второй этап выхаживания, задача которого – подготовить ребенка и его родителей к жизни вне стационара.

 Витушко А.Н. Кандидат медицинских наук, врач отделения анестезиологии-реанимации с палатами для новорожденных детей РНПЦ «Мать и дитя».