Этапы неврологического развития недоношенного ребенка

Рус  |  Eng
База знаний Недоношенные дети Этапы неврологического развития недоношенного ребенка

prem1 

Оценка моторных и психоэмоциональных возможностей ребенка проводится после достижения возраста 40 недель гестации (при сроке гестации 26-28 недель – это  3 месяца фактического постнатального возраста). Особенностью нервной системы у недоношенных детей является мышечная гипотония, низкая реактивность к стимулам.

Недоношенные с массой тела менее 1500 г при рождении к трехлетнему возрасту имеют следующие показатели здоровья:

  • нормальное развитие – 66,2 %
  • детский церебральный паралич и другие неврологические нарушения (инвалиды) – 20,8%
  • задержка речевого развития – 13,1%
  • инвалиды по зрению – 6,9%
  • нейросенсорная тугоухость – 3%.

Факторы, которые определяют восстановление неврологических нарушений:

       - степень поражения головного мозга,

       - способность мозга к самовосстановлению,

       - реабилитационные и лечебные мероприятия.

Развитие недоношенных детей идет не линейно, а поэтапно.

Динамика развития недоношенных детей:

  • от рождения до 4,5 месяцев – скорость развития недоношенных детей значительно ниже доношенных детей,
  • от 4,5 до 6 месяцев – скорость развития недоношенных детей достоверно увеличивается (практически догоняют группу доношенных детей),
  • от 6 до 10 месяцев – скорость развития недоношенных детей снижается по сравнению с доношенными детьми.

Хорошим прогностическим признаком является смена синдрома угнетения нервной системы в синдром повышенного возбуждения.

Нормальная этапность психомоторного развития недоношенного ребенка:

Задержка психомоторного развития –> задержка моторного развития –> задержка темпов моторного развития  –> норма.

Психика восстанавливается быстрее моторики!

Достижение уровня доношенных сверстников по моторному развитию у детей, рожденных раньше срока, происходит к 18-20 месяцам фактической жизни, по познавательному – к 20 месяцам, по речевому – к 24 месяцам. Эти сроки приблизительные, зависят от срока гестации, в котором родился ребенок, а также от конкретных неврологических нарушений, наступивших вследствие недоношенности.

Шалькевич Л.В., к.м.н., заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО