Школа родительства

Рус  |  Eng
Школа родительства

school

Ежегодно в Беларуси рождается около 4500 недоношенных детей. Эти дети, особенно на первом году жизни, нуждаются в более детальном наблюдении у узких специалистов с проведением частых диагностических исследований.

В условиях недостаточного развития катамнистического наблюдения и сложности наблюдения таких детей в условиях детских поликлиник (высокий риск инфицирования вирусными заболеваниями и недостаточность высоквалифицированных специалистов) для родителей недоношенных детей это становится тяжелым испытанием.

Проект «Школа родительства» – скорая помощь родителям, попавшим в острую кризисную ситуацию в связи с преждевременными родами и всеми последствиями рождения недоношенного ребенка.

Проект ориентирован на решение следующих задач:

1)Информационно-социальное сопровождение родителей 1-го и последующих лет жизни ребенка (диагностика).

2)Информирование и обучение родителей навыкам ухода и развития за ребенком.

Проект реализуется в двух форматах обучающих мероприятий: для родителей недоношенных детей, находящихся вместе со своими детьми на втором этапе выхаживания (педиатрические отделения новорожденных при роддомах или больницах), для родителей недоношенных детей уже выписанных их стационара.

Мероприятия для родителей недоношенных детей, выписанных их стационара:

 - лекции специалистов:

гастроэнтеролога,
реабилитолога,
офтальмолога,
логопеда,
инструктора по ЛФК,
невролога,
педиатра, и др.

grodno

Мы запускаем курс обучающих тренингов для обоих родителей недоношенных детей в период нахождения ребенка в педиатрических отделениях новорожденных.
За время нахождения родителей в отделении, с ними работает психолог, неонатолог, инструктор по лечебной физкультуре, консультант по грудному вскармливанию, медицинская сестра.

Психолог: рождение ребенка раньше срока как семейный кризис (утрата идеальной картинки, оценка уровня погруженности семьи в ситуацию, методики работы с кризисом, снижение уровня тревожности родителей, взаимодействие с сиблингами и ближайшим окружением, ресурсы для выхода из кризиса).

Неонатолог: риски по здоровью у недоношенных детей (ретинопатия недоношенных, бронхолегочная дисплазия, апноэ и первая помощь, кровоизлияния и гидроцефация, врожденные пороки сердца, особенности созревания желудочно-кишечного тракта, дисплазии суставов и другие вопросы опорно-двигательного аппарата), принципы введения прикорма, график посещения узких специалистов.

Медицинская сестра: ежедневный уход и гигиена недоношенного ребенка.

Инструктор по лечебной физкультуре: навыки массажа и лечебной физкультуры в домашних условиях, правильное позиционирование.

Консультант по грудному вскармливанию: практические навыки правильного прикладывания к груди, уникальность грудного молока, для недоношенного ребенка, особенности вскармливания недоношенных детей, принципы сцеживания и хранения грудного молока.

Представитель объединения (родитель): помощь, которую могут получить родители в РОО «Рано», свой опыт родителя недоношенного ребенка, получение и анализ обратной связи от родителей по результатам проведенных тренингов.

В результате родители своевременно получают знания и навыки по уходу за ребенком и алгоритм его реабилитации. Знания и навыки, которые получат родители на тренингах, помогут семье принять факт рождения ребенка раньше срока и настроят их на максимально активную работу по реабилитации ребенка на первом году жизни.

vitebsk1. Проблема, которую решает проект

У родителей недоношенных детей нет навыков ухода и реабилитации своего ребенка в домашних условиях на первом году жизни.

2. Целевая аудитория

Ежегодно в Беларуси рождается 4500 недоношенных детей, из них около 500 с экстремально низкой массой тела до 1000 г

3. Актуальность проблемы для целевой аудитории

За 2 года деятельности объединения  проведено 24 обучающих мероприятия, которые посетило более 560 человек. По результатам работы в данном направлении мы понимаем, что очень важно передать знания родителям как можно раньше, так как первый год самый благоприятный для успешной реабилитации ребенка и минимизации последствий недоношенности.

4. Предлагаемое именно вашим проектом решение проблемы

Курс обучающих тренингов для обоих родителей недоношенных детей в период нахождения ребенка в стационаре

5. Ожидаемый результат или эффект от реализации проекта

В результате родители своевременно получают знания и навыки по уходу за ребенком и алгоритм его реабилитации. Знания и навыки, которые получат родители на тренингах, помогут семье принять факт рождения ребенка раньше срока и настроят их на максимально активную работу по реабилитации ребенка на первом году жизни.

6. Требуемые самые критичные ресурсы на первые шаги (примерный бюджет в цифрах).

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1AeecuK8dLt2QmU_KlGS7P7o3VrQMkiWFe2KNBmTU3wc/edit#gid=0

7. План реализации проекта, описание первых шагов

    • описание концепции проекта и содержательной части тренингов,
    • подбор команды специалистов (неонатолог, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, консультант по грудному вскармливанию, психолог, родитель-консультант),
    • переговоры с ключевыми субъектами в Министерстве здравоохранения,
    • подготовка проекта соглашения с Министерством здравоохранения,
    • разработка фирменного стиля проекта,
    • создание контента и экспертная оценка наполнения методических пособий для специалистов,
    • создание контента и экспертная оценка наполнения буклетов для родителей,
    • разработка опросной анкеты для родителей по результатам тренингов,
    • изготовление печатной продукции,
    • согласование расписания тренингов,
    • заключение договоров подряда, запуск тренингов,
    • обработка данных анкет, анализ и интерпретация результатов,
    • масштабирование проекта в г. Минске и регионах.


8. Срок реализации проекта и последующие шаги

naumenko

Первоначально планируется пилотный запуск одной Школы в г. Минске на базе РНПЦ «Мать и дитя», проект бессрочный, необходимо, чтобы такие школы функционировали во всех отделениях здравоохранения, где есть второй этап выхаживания недоношенных детей. предварительные сроки масштабирования проекта по республике - до конца 2021 года.

Для финансирования Школ планируется использовать благотворительные пожертвования, перечисляемые на благотворительный счет Республиканского общественного объединения родителей недоношенных детей «Рано», привлекать грантовые средства, проводить переговоры с заинтересованными государственными структурами и выход на государственный заказ.

9. Команда проекта

Руководитель - Ольга Скорбенко, председатель РОО «Рано», мама двоих недоношенных детей.
Координатор - Надежда Зимирева, заместитель председателя РОО «Рано», мама недоношенного ребенка.
Бухгалтер - Наталья Варакса, член правления РОО «Рано», мама двоих недоношенных детей.

10. Анализ похожих проектов/аналогов в Беларуси и в мире

В Беларуси аналогов проекту нет, тренинги для родителей недоношенных детей, находящихся с ребенком в стационаре на втором этапе выхаживания, не проводятся.

Успешно функционируют подобные школы в России как одно из направлений деятельности Благотворительного фонда «Право на чудо». Основатель фонда - мама недоношенного ребенка с особенностями развития. В ноябре 2018 г.  состоялась личная встреча руководителя проекта с директором фонда.

В Европе разный опыт обучения родителей недоношенных детей навыкам ухода и реабилитации на дому. Существенное отличие - во многих европейских странах есть индивидуальное сопровождение семьи с недоношенным ребенком медицинским специалистами после выписки его из стационара, а также возможность оперативно откорректировать реабилитационный маршрут ребенка.

11. Партнеры

В октябре 2018 г. подписано соглашение о сотрудничестве с РНПЦ «Мать и дитя», заведующая отделением недоношенных новорожденных центра Юлия Рожко является председателем Экспертного совета РОО «Рано».

Знания, навыки и уверенность в себе родителей - залог успеха в развитии ребёнка!
«Школа родительства» - это место для взрослых и детей, в котором есть возможность слышать, видеть,чувствовать друг друга и понимать, как помочь своему ребенку адаптироваться к жизни в этом непростом мире и минимизировать последствия его преждевременного появления здесь.

Жить никогда не бывает рано! 

Презентация проекта «Школа родительства»