Перейти к основному содержанию

Итоги проекта «Школа родительства». Отчет

school_logo1

Проект «Школа родительства» – скорая помощь родителям, попавшим в острую кризисную ситуацию в связи с преждевременными родами и всеми последствиями рождения недоношенного ребенка. Появление данного проекта стало ответом на многолетние запросы родителей недоношенных детей, которые уже прошли путь выхаживания и реабилитации своих детей, и которые в свое время нуждались в своевременной информационной и психологической поддержке.

Мы рады, что Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь приняло решение стать партнером РОО «Рано» по организации обучающих мероприятий в стационарах на этапах выхаживания наших детей, Министерство здравоохранения Республики Беларусь поддержало наше желание обучать родителей навыкам ухода и реабилитации недоношенных детей, и проект был запущен при финансовой поддержке Правительства Российской федерации в декабре 2019 года.

Первые тренинги в рамках проекта прошли в РНПЦ  «Мать и дитя», и затем в течение нескольких месяцев наши Школы открылись почти во всех областных центрах Беларуси. Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы в реализацию нашего проекта, сдвинув по срокам открытие Школ в некоторых регионах, а также отмену многих тренингов из-за карантинных мер, принятых во многих учреждениях здравоохранения.

Во время реализации проекта функционировало 6 Школ на базе учреждений здравоохранения: РНПЦ «Мать и дитя» (г. Минск), УЗ «Брестская детская областная больница» (г. Брест), УЗ «Витебская детская областная клиническая больница» (г. Витебск), УЗ «Гомельская областная детская клиническая больница» (г. Гомель), УЗ «Гродненская областная детская клиническая больница» (г. Гродно), УЗ «Могилевская областная детская больница» (г. Могилёв).

Эпидемия COVID-19 внесла существенные коррективы в деятельность Школ. В связи с приостановкой/ограничением посещений учреждений здравоохранения, а также существующими повышенными рисками для недоношенных детей, часть тренингов были приостановлены и не возобновились в полном объеме. По-прежнему, не все учреждения здравоохранения, где выхаживаются недоношенные дети, готовы к тесному сотрудничеству с родительским объединением. В связи с эпидемией covid-19 существенно ухудшились условия доступа родителей в отделения. 

pechatka_school

Курс обучающих тренингов для родителей недоношенных детей в период нахождения ребенка в стационаре в педиатрическом отделении новорожденных включал в себя тренинги: психолога, неонатолога, инструктора по лечебной физкультуре, консультанта по грудному вскармливанию, медицинской сестры.

Для подготовки специалистов к занятиям с родителями недоношенных детей, были разработаны и изданы методические рекомендации, которые мы передали во все учреждения здравоохранения, в которых функционировали наши Школы. Таким образом мы достигли унифицированного подхода к той информации и знаниям, которые передаются родителям во всех учреждениях в рамках проекта, вне зависимости от региона.

10 000 брошюр было напечатано для родителей, в это издание мы вложили весь медицинский и родительский опыт, адаптированный под нужды семей на первом году жизни их недоношенных детей. Надеемся, данная брошюра станет настольной книгой нашим родителям, которая структурирует их знания и опыт и поможет пройти первый год жизни их ребенка в более спокойном режиме.

За период декабрь 2019 - июнь 2021 гг. в рамках проекта было проведено:

в Минском регионе: 72 тренинга (866 посещений);

в Брестском регионе: 72 тренинга (335 посещений);

в Витебском регионе: 52 тренинга (422 посещения);

в Гомельском регионе: 52 тренинга (246 посещений);

В Гродненском регоне: 9 тренингов (40 посещений);

В Могилевском регионе: 22 тренинг (128 посещений).

Итого, за весь период реализации проекта было проведено:

303 тренингов (2100 посещений).

В рамках проекта также было проведено анкетирование участников тренингов всех регионах, где были запущены Школы, для получения обратной связи от родителей, чтобы при принятии решения о трансформации и/или пролонгации проекта, иметь данные от непосредственных участников, которые обучались на наших тренингах.

В результате мы получили 1308 анкет от мам, находящихся на вторых этапах выхаживания, посетивших тренинги и принявших участие в анкетировании.

По результатам обработки анкет мы получили следующие данные:

tr_1
tr_2
tr_3
tr_4
tr_5
tr_6
tr_7

В рамках проекта также были проведены мероприятия для медицинских специалистов и тех родителей, которые координируют развитие проекта в регионах.

Так, 12 июля 2020 года РОО «Рано» организовало тренинг для специалистов с иностранным участием на тему: «Принципы эффективного общения/взаимодействия с семьей недоношенного ребенка в интересах ребенка». В условиях пандемии коронавируса мы приняли решение организовать тренинг в онлайн-формате. Более 50 специалистов (неонатологи, реаниматологи, медицинские сестры, инструкторы по ЛФК, психологи и психотерапевты, консультанты по грудному вскармливанию, опытные родители недоношенных детей) - приняли участие в тренинге. В период пандемии возросла нагрузка на медицинских специалистов в учреждениях здравоохранения, родители сообщают о сложностях в коммуникации со специалистами, нарушениях нормы этики и деонтологии. На наш взгляд, подобные тренинги и профилактика выгорания медицинских специалистов крайне необходимы на различных этапах выхаживания недоношенных детей.

В программе тренинга состоялись доклады специалистов, занимающихся выхаживанием и реабилитацией недоношенных детей: профессора Арунаса Любшиса (Вильнюс, Литва), заведующей педиатрическим отделением недоношенных новорожденных РНПЦ «Мать и дитя» Юлии Рожко, врача-психотерапевта Елены Василевич, а также состоялись обсуждения участников тренинга по секциям: неонатологов, психологов, инструкторов ЛФК, консультантов по грудному вскармливанию и родителей.

12 ноября 2020 года мы провели онлайн-конференцию по промежуточным итогам проекта  «Школа родительства». Запись прямого эфира конференции выложена на нашем канале.

В качестве своего вклада в проект РОО «Рано» подготовило курс обучающих видеороликов для родителей недоношенных детей, которые органично дополняют очный курс обучающих тренингов для родителей недоношенных детей в период нахождения ребенка в стационаре в педиатрическом отделении новорожденных, а также мы закупили педиатрические куклы, необхомые для проведения тренингов в учреждениях здравоохранения. Все видеоролики выложены в открытый доступ.

12 мая 2021 года в Минске состоялся круглый стол с участием Представительства детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. На круглом столе были подведены промежуточные итоги проекта за период 2019-2021 гг., а также подняты вопросы развития направления по обучению родителей недоношенных детей во время нахождения ребенка в стационаре. Запись выступлений всех спикеров доступна на нашем канале в Youtube.

brest_18_07

18 июня 2021 года в Бресте состоялся обучающий тренинг для консультантов проекта. 18 участников со всех регионов Беларуси приняли участие в тренинге, цель которого - усиление потенциала равного консультирования в организации. В рамках обучающего тренинга главный врач ОЦМР "Тонус" Андрей Иванович Богданович провел экскурсию по Центру, рассказал о возможностях и особенностях реабилитации в Центре, ответил на вопросы наших консультантов.

Также на базе ОЦМР «Тонус» прошел тренинг “Коммуникация равных консультантов с родителями недоношенных детей, имеющих высокие риски установления инвалидности в раннем возрасте” психолога Центра Екатерины Тарасовой. Мы подняли важную тему коммуникации с родителями на самых сложных этапах, когда родители узнают о вероятных тяжелых патологиях у ребенка. Для нас важно научитьcя доносить необходимую информацию доступно, понятно, настроить родителя на работу с ребенком на самом важном этапе - первом году жизни.

Среди волонтеров объединения, задействованных в проекте, практически все - родители недоношенных детей, для которых помощь таким же родителям - неотъемлема часть жизни. Несмотря на окончание проекта, мы будем продолжать организовывать наши родительские тренинги в отделениях вторых этапов выхаживания.

Финальный этап реализации проекта совпал с очередной волной эпидемии COVID-19, что продолжало влиять на эффективность проекта. Некоторые учреждения здравоохранения так и не вышли из режима ограниченного (полностью или частично) посещения и госпитализации матери к ребенку, ограничены посещения реанимационных отделений. В связи с этим максимально были привлечены к проведению тренингов специалисты, являющиеся сотрудниками отделений. В запросах родителей по-прежнему присутствует повышенная тревожность и психологическая неустойчивость, связанная с дополнительной неопределенностью и невозможностью контактировать с ребенком длительное время, а также с уязвимостью недоношенных детей к различного рода инфекциям. Увеличилось количество необоснованных отказов от грудного вскармливания на ранних этапах выхаживания. Востребован онлайн-формат обучающих мероприятий (обучающие видеоролики). В целом, мы можем констатировать, что эффективность обучающих мероприятий во многом зависит от позиции руководства структурных подразделений и личной мотивации членов мультидисциплинарных команд. Однако мы уверены, что обучение родителей - это неотъемлемая часть периода совместного пребывания родителя и ребенка на втором этапе выхаживания.

Функционирование Школ по завершении проекта формально фактически приостановлено. Однако на основании обратной связи от специалистов и родителей мы понимаем, что обучение родителей продолжается по личной инициативе некоторых медицинских специалистов, с использованием созданной методической базы. Основная сложность при обучении родителей - в дополнительной нагрузке на специалистов, отсутствии во многих отделениях штатных единиц, в первую очередь психолога, инструктора по лечебной физкультуре, консультанта по грудному вскармливанию, и их финансирования. В ряде случаев, компетенции штатных специалистов не всегда соответствуют узконаправленному консультированию родителей недоношенных детей, особенно имеющих особенности в развитии. Кроме того, сохраняется тенденция к исключению/ограничению участия родителей в процессе выхаживания ребенка в период нахождения в стационаре.

Мы готовы по запросу учреждений здравоохранения предоставлять методические материалы для специалистов и родителей, а также приглашать психологов, специалистов по грудному вскармливанию и инструкторов по лечебной физкультуре для проведения тренингов в отделенияхТаким образом, родители смогут своевременно получать знания и навыки по уходу за ребенком и алгоритм его реабилитации. Знания и навыки, которые получают родители на тренингах, помогают семье принять факт рождения ребенка раньше срока и настраивают их на максимально активную и грамотную работу по реабилитации ребенка на первом году жизни.

Мы благодарим наших партнеров - Представительство Детского фонда ООН (ЮНИФСЕФ) в Республике Беларусь, в лице Габриэллы Акимовой, заместителя Представителя ЮНИСЕФ в Республике Беларусь, и Натальи Александрович, старшего координатора направления "Развитие и образование детей в раннем возрасте", за включенность, искреннюю заинтересованность в необходимости реализации данного проекта, а также доверие нашему общественному объединению, для которого "Школа родительства" стал первым крупным проектом. Это бесценный и успешный опыт. Мы будем очень рады продолжению дальнейшего сотрудничества на благо недоношенных детей Беларуси.

Жить никогда не бывает рано! Вместе легче!

Проект был реализован РОО «Рано» совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, при поддержке Министерства здравоохранения Республики Беларусь и при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

123_nicf.jpg